Синаксарь во святый и великий четверток

Стихи на священное умовение: 

На вечери ноги учеников умывает Бог, Коего нога древле вечером ходила по Едему. 

Стихи на Тайную Вечерю: Двойная вечеря предлагается: и пасха законная, и пасха новая — кровь и тело Владыки.

 Стихи на преестественную молитву:

 Молишься, Христе, и на лице страхи —капли крови, чтобы подлинно укротить смерть, обольщая этим врага. 

Стихи на предательство: Зачем понадобились ножи, зачем, обманщики народа, дреколье на хотящаго умереть во избавление мира?  

 

 

     Во святый и великий четверток все прекрасно устроившие божественные отцы преемственно от божественных апостолов, святых и божественных Евангелий предали нам праздновать четыре события: священное умовение, тайную вечерю, т. е. предание нам страшных таин, преестественную молитву и самое предательство.

     Так как еврейскую пасху приходилось совершать по пятке, а посему было прилично, чтобы истина соответствовала прообразованию, т. е. чтобы тогда и Христос принесен был пасхою за нас, то Господь наш Иисус Христос предварительно, как говорят божественные отцы, совершает ее с учениками в вечер четвертка. Этот вечер и весь пяток у евреев считаются за один день, ибо они ведут такой счет в определении суток. Посему-то и совершил ее тогда с учениками, как говорят некоторые и между ними божественный Златоуст, по закону, прежде всего стоя на ногах, опоясанными, обутыми в сапоги и опираясь на жезлы, вообще как требуется законом, чтобы не явиться законопреступником. Это приготовил Зеведей, — он-то и нес скудель воды, как говорит Афанасий Великий, хотя другие разсуждают об этом иначе. Потом, показывая ученикам совершеннейшее, предает таинство и нашей пасхи, — в горнице, когда уже наступила ночь. Вечери бо, говорится, бывшей, возлеже со обеманадесяте. Видишь, что это не была законная пасха: тут вечеря и возлежание, хлеб и вода, а там все печеное огнем и безквасное. Прежде же, чем начать вечерять (так говорит божественный Златоуст), встает от вечери, отлагает ризы Свои и вливает воду в умывальницу, все совершая Сам, чтобы этим и Иуду устыдить, а вместе и другим ученикам напомнить, что не следует домогаться старшинства, как и наставляет по умовении, указав на пример Самого Себя, говоря: желающий быть первым, пусть будет последним из всех. Кажется, что прежде всех Христос умыл Иуду, нахально председавшаго, после же всех подходит к Петру, который будучи более других горячим, возбраняет Учителю, но тотчас охотно и уступает. Умыв их ноги и показав смирением истинное возвышение, снова взяв ризы и возлежа, убеждает их любить друг друга и не домогаться старшинства. Когда же они ели, заводит речь вообще о предательстве, а когда ученики смутились сказанным, Иисус говорит тихо одному Иоанну: «емуже Аз омочив хлеб подам, той есть предаяй Мя». Если бы Петр услышал это, он, как более других вспыльчивый, убил бы Иуду. И еще: «омочивый со Мною в солило руку»… как и случилось то и другое. Затем, спустя немного, взяв хлеб, говорит: «приимите, ядите; подобным образом и чашу: пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, сие творите в Мое воспоминание». И Сам выполняя это, ел и пил с ними. Обрати вниманiе, что телом Своим Он называет хлеб, а не опреснок, да постыдятся приносящие для жертвы опресноки. По хлебе вошел в Иуду сатана: он и прежде искушал его, а теперь совершенно (в него) вселился. И выйдя, говорится, условился с архиереями предать Его им за 30 сребренников.

     Ученики же после вечери отправились на гору Елеонскую, в одно селение, называемое Гефсиманией. Чрез несколько времени им говорит Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Матф. 26, 31; Марк. 14,  29). Петр же отвечает (на это): если и все, но я не отвергнусь Тебя. А было уже поздно, т. е. глубокая ночь. Он же сказал: прежде нежели возгласит дважды петух, ты трижды отвергнешься от Меня. Так именно и случилось, что когда Петр был охвачен чрезмерным страхом, Бог показал немощь естества. Потому-то впоследствии и вселенную вручил ему, чтобы он, изведав на себе удобоподвижность природы, был снисходителен к согрешающим. Впрочем, троекратное отречение Петра изображало грех против Бога всех людей: во-первых, — заповедь, которую преступил Адам, во-вторых, — нарушение письменнаго закона, в-третьих, наконец, — против Самого воплотившегося Слова. Это впоследствии Спаситель опять уврачевал, когда на троекратный вопрос: Петр, любишь ли Меня, было высказано троекратное исповедание. После этого говорит ученикам, обнаруживая черту человеческую, что смерть для всех страшна: прискорбна есть душа Моя даже до смерти. И, отойдя на вержение камня, молится троекратно, говоря: Отче Мой, аще не возможет чаша сия прейти от Меня, аще ю не пию, да будет воля Твоя. И еще: Отче, аще можно, да мимо идет от Меня чаша сия! С одной стороны говорил это как человек, а с другой искусно отражая диавола, чтобы последний, считая Его из-за этого страха (обыкновенным) человеком, не воспрепятствовал таинству крестной смерти. Возвратившись и найдя учеников погруженными в сон, обращается к Петру, говоря: ни единаго ли часа возмогосте побдети со Мною? т. е. ты, обещавшiй подвизаться до смерти даже, так спишь вместе с прочими. Перейдя на другую сторону потока Кедрскаго, где был сад, Он остановился там со Своими учениками.

     Часто Он имел обыкновение приходить туда, поэтому Иуда и знал это место. Взяв несколько воинов и в сопровождении народа, он отправился на Иисуса, дав им знак лобзанием. Это же он сделал потому, что часто задержанный (Иисус) уходил незаметно от них. А тут Сам Христос первый исходит к ним, говоря: кого ищете? Они же все-таки Его не узнали, хотя ночь не препятствовала этому, потому что, говорится, горели факелы и светильники, и пораженные страхом удалились, а когда опять пришли, Сам обратился к ним. Когда же Иуда сделал условный знак, Христос говорит: друже, твори на неже еси пришел, т. е. для чего ты пришел, Иуда, благовременно. И при этом замечает: будто на разбойника вышли вы с оружием и дреколием взять Меня! Ночью же пришли, чтобы не возбудить какого-нибудь возмущенiя в народе. Тогда разгоряченный Петр, извлекши нож, из тех, каковые употреблялись для вечери, и ударив слугу архиереева, по имени Малха, отсек ему правое ухо, давая понять, что архиерей не хорошо понимал закон и учил. А Христос возбраняет Петру, что не хорошо употреблять меч последователю духовнаго Мужа, ухо же Малха исцеляет. Взяв Иисуса, приводят Его связанным на двор архиерея Анны, которой был тестем Каиафы. Там уже собрались все обвинители Христа: фарисеи и книжники. Здесь происходит и отречение Петра пред служанкой, а когда в половине ночи петух возгласил в третий раз, он, опомнившись, горько заплакал. Уже под утро Христа приводят от Анны к архиерею Каиафе, где и оплевание Он принял, и куда были приглашены лжесвидетели, а при наступлении дня, Каиафа посылает Его к Пилату. Приведшие же Его, говорится, не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху. Итак выходит, что архиереи и фарисеи поступили тогда беззаконно, переменив пасху, как говорит божественный Златоуст, потому что следовало ее вкушать в эту ночь, но отложили ради убийства Христова. А что именно тогда должно было им есть ее, — явил Христос, вкусивший вечери в минувшую ночь, а затем преподавший совершенное таинство, ибо сообразно с законом, как сказано, надлежало и истине быть. А Иоанн говорит, что все это совершилось прежде праздника Пасхи, в четверток и его ночь. Посему и мы празднуем, со страхом совершая воспоминание этих страшных и неизреченных событий и деяний.

Неизреченным Твоим благоутробием, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Расписание Богослужений

Крестный путь

Годеновского Креста


Вс

11

июн

2017

Переславская епархия

Епископ Переславский и Угличский Феодор (Казанов).

 

Далее

Чт

01

июн

2017

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

1.Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу.

2. У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое — крестоношение, это безусловно

3. С искушениями монаху подобает бороться на месте: на новом месте тот же самый бес ополчится на вас с удвоенной силой по праву, ибо он однажды уже одержал над вами победу, изгнав с места брани

Корсунский Крест

главная святыня монастыря

Годеновский Крест

главная святыня подворья никольского монастыря

Святой благоверный князь Андрей Смоленский

мощи находятся в соборе Никольского монастыря

кирпичики на строительство храма святого благоверного князя Андрея Смоленского