День памяти свщмч. Климента Папы Римского (101)

День 25 - летия монашеской жизни настоятельницы монастыря игумении Евстолии.

 

Крымский полуостров, чья территория совпадает ныне с Симферопольской и Крымской епархией, является самым первым из регионов нашего Отечества , где прозвучала много веков назад проповедь христианства. Сначала здесь побывал святой апостол Андрей Первозванный, который отправился затем вверх по Днепру и предсказал появление на берегах этой реки великого христианского града - Киева. Преемником св. Андрея в миссионерском служении на Крымской земле стал святой Климент.
Став по благословению самого св. ап. Петра епископом Рима, он был сослан за исповедание веры Христовой в Крым, который был тогда окраиной Римской империи. Но и на чужбине св. Климент продолжал обращать ко Христу множество людей, за что по императорскому приказу был утоплен в море вблизи Херсонеса. Развалины этого древнего города и доселе возвышаются на окраине нынешнего Севастополя. В 9 веке святые равноапостольные Кирилл и Мефодий обрели мощи мученика, а после своего крещения в Херсонесе великий киевский князь Владимир перенес честную главу св. Климента в Киев. Минуло девятнадцать веков с того момента, когда св. Климент засвидетельствовал свою пламенную веру в Спасителя подвигом мученичества и стал небесным ходатаем за нас пред Господом.

Священномученик Климент Римский подвизался на благословенной земле Тавриды спустя 30 лет после апостола Андрея Первозванного и внес вклад в дело становления христианства в Крыму. Святой Климент родился в Риме в период его античного расцвета, в знатной и богатой семье. Имея незаурядные способности, он получил блестящее образование. Многие жизненные пути открывались юному Клименту. И многие соблазны древней столицы мира: почести, богатства, развлечения. Все это было нормой жизни знатных патрициев, и этого вожделели честолюбивые юноши. Но не этого искал святой Климент. Когда весть о Христе и Его Крестном Подвиге достигла Рима, Климент оставил дом, родных, друзей и отправился в те места, где проповедовали апостолы, чтобы встретиться с самовидцами Слова. Прибыв в Палестину, он принял крещение от первоверховного апостола Петра, стал его учеником и постоянным спутником. Вместе с ним он возвратился в Рим, куда апостол Петр волею Божиею был направлен для завершения своего земного поприща.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукоположил Климента во епископа Рима. Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого Климента обратили многих его сограждан ко Христу. Однажды, в день Пасхи, им были крещены сразу 424 человека; среди них были люди всех сословий: рабы и свободные, плебеи и патриции и даже члены императорской фамилии. Донос об этом немедленно поступил к императору Траяну (98-117), лютому гонителю христиан. По его повелению св. Климент был отдан под суд. Суд предъявил ему стандартные в отношении христиан обвинения: во-первых, в святотатстве, во-вторых, в оскорблении его величества императора и, в-третьих, в чародействе. Доказать вину св. Климента суд не мог, но по приказу императора вынес ему суровый приговор: лишить всех прав, состояния и отправить на вечную каторгу в каменоломни Тавриды. Вместе с ним были сосланы многие его ученики, а многие другие последовали за ним добровольно, предпочтя каторгу разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки в Крым, св. Климент "... обрете тамо паче двух тысящ христиан".

Это огромная по тем временам (конец первого века по Рождестве Христовом) православная община состояла частью из тайных христиан, обращенных в веру еще апостолом Андреем, а частью - из ссыльных каторжников, которые содержались и работали в каменоломнях в очень тяжелых условиях, практически не имея воды. Видя их страдания, св. Климент помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излился целый поток. Это чудо привлекло к нему множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. По свидетельству Метафраста, каждый день принимали крещение по 500 и более человек. В каменоломнях был вырублен храм, в котором св. Климент священнодействовал. А всего в этот период в окрестностях Херсонеса Таврического было сооружено 75 небольших по современным понятиям, в основном домовых храмов, которые св. Климент освятил. Апостольская его деятельность в Крыму стала известна Траяну и вызвала страшный гнев императора. По его приказу поздней осенью 101 года священномученик был утоплен. С якорем не шее, он был брошен в воды бухты, которая сейчас называется Казачьей. Скорбь охватила всех христиан.

По молитвам всего народа и верных учеников святителя Корнилия и Фивы море отступило, и люди нашли на дне нерукотворную часовню ("Ангельскую церковь"), а в ней - тело своего пастыря. С тех пор ежегодно в день мученической кончины свщмч. Климента море отступало, и в течение семи дней христиане могли поклоняться его нетленным мощам. Только в 9 веке, в царствование Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божьему попущению мощи св. Климента стали недоступны для поклонения на целых 50 лет. Но при императоре Михаиле и матери его благочестивой Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные учителя словенские Кирилл и Мефодий. Они побудили епископа Херсонеского Георгия к соборной молитве об открытии мощей св. Климента. После соборного служения на берегу моря и усердной молитвы свв. Мефодия и Кирилла, прибывшего с ними из Цареграда духовенства и херсонеситов в полночь на поверхности моря чудесно появились мощи св. Климента. Их торжественно положили в церкви свв. Апостолов. Часть мощей была перенесена свв. Кириллом и Мефодием в Рим, на родину священномученника, а честная глава его впоследствии была перенесена св. равноапостольным князем Владимиром, крестителем Руси, в Киев и положена вместе с мощами св. Фивы, ученика свщмч. Климента в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя св. Климента. Так повествует Священное Предание о славной жизни и мученической кончине св. Климента Римского, третьего епископа Рима и второго апостола Тавриды. Но картина будет не полной, если мы не скажем несколько слов о том, что представляла собой Таврида в дохристианские времена. Исторических свидетельств о ней сохранилось немало. О Тавриде писали и Геродот, и Плиний, и Страбон, и Птолемей почти одинаково: "Живут тавры грабежом и войной". Дикие и жестокие языческие нравы, кровавые жертвоприношения, постоянные разбойничьи нападения делали Тавриду в глазах цивилизованных греков и римлян местом, пригодным лишь для ссылки преступников. И первые христиане попадали сюда, в основном, как осужденные.

Но впоследствии православные миссионеры, такие как епископы херсонеские 4 века Василий, Капитон, Ефрем, Елпидий, Еферий, Евгений, Агафадор и другие приходят сюда уже добровольно. Приходят, чтобы потрудиться в поте лица на ниве Божией и даже, если Господь сподобит, принять мученическую кончину. Такова удивительная логика поступков верных учеников Христа, которым Он заповедал: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф.7,13,14). Жизненный подвиг свщмч. Климента Римского является для всех последующих поколений душеспасительным примером.

Расписание Богослужений

Крестный путь

Годеновского Креста


  Богослужение в монастыре совершается ежедневно.

В будние дни:

6:30  Утренние молитвы. Полунощница. Акафист.

3, 6 час. Литургия.

 

 В воскресные и праздничные дни:

7:00  Утренние молитвы. Полунощница. Акафист.

3, 6 час. Литургия.

 

Вечерние богослужение:

17:00

 

На Светлой седмицы:

8:00   Литургия. Крестный ход.

18:00  Вечернее богослужение

Вс

11

июн

2017

Переславская епархия

Епископ Переславский и Угличский Феодор (Казанов).

 

Далее

Чт

01

июн

2017

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

1.Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу.

2. У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое — крестоношение, это безусловно

3. С искушениями монаху подобает бороться на месте: на новом месте тот же самый бес ополчится на вас с удвоенной силой по праву, ибо он однажды уже одержал над вами победу, изгнав с места брани

Корсунский Крест

главная святыня монастыря

Годеновский Крест

главная святыня подворья никольского монастыря

Святой благоверный князь Андрей Смоленский

мощи находятся в соборе Никольского монастыря

кирпичики на строительство храма святого благоверного князя Андрея Смоленского