Святой благоверный князь Александр Невский

Князь Александр Ярославич, прозванный впоследствии Невским, родился 30 мая (12 июня) 1219г. в Переяславле. Он был сыном князя Ярослава Всеволодовича, внуком князя Всеволода Большое гнездо, правнуком Юрия Долгорукова (отцовская линия). По матери св. Александр является наследником южнорусских князей. Его мать Феодосия была дочерью Мстислава Мстиславича Удалого, внучкой Мстислава Ростиславича Храброго. В отличие от суздальских князей, предков св. Александра по отцовской линии – «собирателей земель», правивших трезво, с расчетом, – предки св. Александра по матери отличались самоотверженностью и отвагой, рыцарственностью и сердечностью и пользовались всеобщей любовью современников. Таким образом, св. благоверный князь Александр соединял в себе черты блестящей беззаветной храбрости, унаследованные  от предков по линии матери, с благоразумием, унаследованным от суздальских предков.

О первых годах жизни князя известно мало. Очевидно, он получил общепринятое для княжеских детей воспитание: как религиозное, так и светское. Изучал Священное Писание, иностранные языки, занимался военными упражнениями. Возмужав, он стал прекрасен внешностью. По красоте его сравнивали с Иосифом Прекрасным, по силе - с Сампсоном. В 1236г. он становится новгородским князем (отец сел княжить в Киеве). В 1239г.  женится на Александре, дочери полоцкого князя Брячислава.

О первых годах жизни князя известно мало. Очевидно, он получил общепринятое для княжеских детей воспитание: как религиозное, так и светское. Изучал Священное Писание, иностранные языки, занимался военными упражнениями. Возмужав, он стал прекрасен внешностью. По красоте его сравнивали с Иосифом Прекрасным, по силе - с Сампсоном. В 1236г. он становится новгородским князем (отец сел княжить в Киеве). В 1239г.  женится на Александре, дочери полоцкого князя Брячислава.

В Новгородской республике высшей властью было вече; именно по решению веча новгородцы приглашали или изгоняли князя: так, за сто лет перед св. Александром ни один князь не княжил в Новгороде долее пяти лет. Начиная с Андрея Боголюбского, суздальские князья стремились подчинить Новгород своей власти, ту же линию продолжал и князь Ярослав Всеволодович, отец св. Александра. Вследствие внутренних междоусобиц и разразившегося в 1231г. голода ему удалось добиться от новгородцев подчинения, а удачные походы против немцев и литовцев окончательно утвердили его власть в Новгороде. Он оставил Новгород своему сыну Александру, а сам отправился княжить в Киев.

Уже в раннем возрасте (а св. Александр с братом Феодором жил в Новгороде еще до своего совершеннолетия, под надзором воспитателей и бояр) будущий св. князь Александр должен был познакомиться со всеми треволнениями новгородской жизни. Он был свидетелем народных бедствий, голода, угрозы иноземных нашествий. Он находился как бы меж двух огней: с одной стороны, должен был удовлетворить новгородцев с их притязаниями на независимость, с другой стороны - действовать согласно воле отца. И он поставил себя так, что им были довольны и новгородцы, и отец: Александр княжил в Новгороде десять лет.

В 1237г. на русскую землю обрушились татаромонголы. Новгород был единственным городом, до которого захватчики не дошли, но его обложили данью. После гибели в 1237г.  старшего брата, великого князя Георгия Всеволодовича, Ярослав Всеволодович становится великим князем. В 1243г. он отправился в Орду к Батыю и первым из русских князей изъявил ему полную покорность (линия, которой впоследствии придерживался и св. Александр). В 1246г. он умирает в главной ставке татар, у берегов Амура (предположительно, он был отравлен).

На Западе это время крестовых походов. Распространение папского влияния на Востоке не могло не затронуть и русские земли. Папа использовал в своих интересах шведов, а также ливонских и тевтонских рыцарей. Их нашествия угрожали прежде всего западным - псковским и новгородским - землям. А новгородским князем был в это время как раз молодой Александр Ярославич. Новгородцы уже не могли рассчитывать на поддержку со стороны других русских земель, обескровленных нашествием татар.

В 1240 г. на Неве появились шведы вместе с норвежцами и подчинившимися им финнами. Поход был санкционирован буллой Папы Римского. Во главе похода стоял честолюбивый ярл Биргер. Св. Александр, не колеблясь, принимает решение выступить навстречу, хотя силы были неравны. В памяти потомков сохранились слова, сказанные им перед походом: «Не в силе Бог, а в правде». За врагами велось наблюдение, и одному из разведчиков на восходе солнца открылось видение: св. мученики князья Борис и Глеб плыли в челне, советуясь о том, что необходимо помочь Александру Ярославичу. Известие было передано князю перед битвой.

Утром 15 июля (по ст. стилю) русские неожиданно напали на стан врага на берегу Ижоры и одержали блестящую победу. Александр лично ранил самого ярла Биргера. С недоумением русские обнаружили, что безжизненные трупы врагов лежат и по другую сторону реки, куда новгородская дружина не ступала… Потери русского войска составили всего двадцать человек, и современники дивились блестящей и чудесной победе молодого князя. За эту победу св. Александр получил прозвище Невского. «Римляне побеждены и посрамлены!» - восклицали новгородцы.

С начала XIII в усиливается влияние немцев в Ливонии, которая издавна находилась в зависимости от русских князей. В 1200г. была основана Рига, форпост немецкого влияния в Ливонии. Далее немцы планировали распространить свои завоевания на русские княжества. С 1206г. начинается ряд кровопролитных войн между русскими и немцами. Немцы берут русские города в Ливонии. Потом были взяты Изборск и Псков. Очевидно, было намерение ливонских рыцарей захватить Новгород.  Александра в это время не было в Новгороде, но перед лицом опасности новгородцы поспешили призвать его. Александр явился вместе с братом Андреем и с войском своего отца. Он тут же освобождает Псков и устремляется на немецкие земли. В свою очередь, немцы собирают громадное ополчение. Решающая битва произошла на льду Чудского озера 5 апреля (по ст. стилю) 1242г. Применив военную хитрость, русские полки достигают тактического преимущества в битве и избивают смешавшихся немецких рыцарей. С торжеством и множеством пленных  князь возвращается в Псков. С момента Ледового побоища, по словам летописца, «нача имя слыти великаго князя Александра Ярославича по всем странам… объ ону страну моря Варяжского, и гор Аравитьских, даже до Рима великого: распространи бо ся имя его предъ тмы тмами и предъ тысящи тысящами». Немцы со дня на день ожидали появления  Александра под стенами Риги, но этого не произошло - князь не стал преступать чужих пределов. Немцы заключили с русскими мир.

В последующие годы Александр ведет войну против литовцев и зачастую не щадит врагов, сурово наказывая их. Впрочем, здесь он, бесспорно, руководствуется политическим расчетом, понимая, что иначе литовцев не обуздать.

В 1246г. в Монголии скончался насильственной смертью великий князь Ярослав Всеволодович. Батый пишет Александру: «Мне покорил Бог многие народы: ты ли один не хочешь покориться державе моей? Если хочешь сохранить за собою свою землю, приди ко мне: увидишь честь и славу царства моего». И Александр действует в интересах Родины: он поступается своей честью, не желая навлекать на Русь гнев Батыя, и едет в Орду. Александру предложили пройти сквозь огонь и поклониться идолам, но он отказывается от неприемлемого для христианина ритуала. (Следует заметить, что как раз около этого времени за отказ поклониться идолам в Орде были умерщвлены черниговский князь Михаил и боярин его Феодор.). «Я – христианин, и мне не подобает кланяться твари. Я поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо и землю и вся, яже в них суть», - ответил князь. Языческие волхвы потребовали для него смерти, но Батый позволил миновать унизительный ритуал. Благоверный князь предстал пред ним, склонившись в поклоне. Батый же обратился к окружающим со словами: «Правду говорили мне: нет князя, равному этому».

По требованию Батыя русские князья должны были отправиться в Каракорум на поклонение великому хану. «Не подобает вам жити на земле Батыеве и Канове, не поклонившеся има», - говорили татары русским князьям. Св. Александр отправляется в Монголию вместе с братом Андреем. Путешествие в Монголию в то время было крайне тяжелым, приходилось терпеть голод, жажду, невыносимые жар и стужу. Некоторые гибли в пути. На пути попадались русские пленники, продаваемые в рабство.

Александр пробыл в Азии около двух лет: ожидал избрания великого хана на великом курултае; только после своего избрания хан принимал послов и князей. Русские князья поднесли новоизбранному хану Менгу богатые дары. Неизвестно, состоялся ли между ними какой-либо разговор, но можно предполагать, что Александру удалось заручиться расположением хана и его приближенных. Можно думать, что во время своего пребывания среди татар русский князь хорошо изучил их жизнь и нравы.

Отпуская русских князей, хан распорядился, чтобы Александр правил в Киеве, сохраняя за собой Новгород, а Андрей - во Владимире, который в то время уже был средоточием русских земель, тогда как Киев, опустошенный татарами, напоминал скорее деревню. Есть сведения, что такой раздел княжений между Андреем и Александром был сделан ханом «по завету отца их». Так или иначе, Александр не проявляет никакого неудовольствия и остается охранять западные рубежи. В 1250г. он возвращается в Новгород.

Между тем в 1252г. на Русь нагрянула опустошительная Неврюева рать - карательное войско, причиной чего было пренебрежение уплатой дани со стороны великого князя Андрея. Возможно, что это дядя Ярославичей Святослав, у которого было дважды отобрано великое княжение, полагавшееся ему по старшинству, подговорил Сартака, сына Батыя, и тот послал на Русь царевича Неврюя с войском. Подозрения относительно  Александра в том, что это он, стремясь захватить великое княжение, навел на Русь рать, несостоятельны: ни в одной из летописей об этом не говорится, и только у историка Татищева есть спорное и необоснованное свидетельство против Александра. Александр действительно был в Орде в это время, но как раз с тем, чтобы умилостивить татар, что он сделать уже не успевает (хотя в том, что татары опустошили только часть русских земель и неожиданно повернули обратно, возможно, сыграло роль именно его посольство в Орду).

Андрей принимает решение сразиться с татарами, битва была проиграна, и татары прошли огнем и мечом по северо-восточной Руси. Андрей бежит в Новгород, затем в Швецию, а право на великое княжение теперь бесспорно переходит к Александру, который возвращается на Русь уже великим князем.

В первую половину своей жизни св. Александр проявил себя как великий полководец. Но это было не главным его служением. Теперь, получив великокняжеский престол, он реализует себя как мудрый, дальновидный и самоотверженный правитель, ставящий благо Родины превыше всего. Именно в качестве великого князя Александр выступает как собиратель земель, и можно сказать, что фундамент будущего Московского государства был заложен именно им.

Александр Невский понимал, что бороться с татарами бесполезно: по материальной силе они намного превосходили Русь. Лучше регулярно платить татарам дань и слать хану богатые дары, усыпляя тем самым их внимание и не навлекая на себя ханского гнева. Тем более что татары - и это крайне важно - были способны поработить Русь материально и политически, но не могли поработить ее духовно, в силу отсутствия у них какого-либо духовного потенциала. Александр не мог не учесть и того, что татары отличались веротерпимостью и не возбраняли русским, даже находящимся в плену, исповедовать свою веру. Так, в ярлыке хана Менгу Тимура записано: «Кто будет хулить веру русских или ругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрет злою смертью». Кроме того, духовенство не облагалось данью. В 1261г. стараниями Александра Невского и ростовского епископа Кирилла была даже создана Сарайская епархия для окормления русских пленных, находившихся в Орде.

Совсем другое дело - Запад. С Западом при попытках вторжения и распространения влияния вполне можно было бороться и воевать, что на деле и подтвердил  Александр. Но опасность с Запада шла иная: под видом помощи в борьбе против татар Запад мог пойти на хитрость и предложить Руси признать главенство Папы, принять католичество. И Галицкий князь Даниил Романович попытался идти этим путем: в обмен на обещание помощи в борьбе с татарами он дает обет покорности римской церкви и принимает от Папы королевский венец. Но это его начинание не оправдалось: помощи от Запада он не получил и вернулся в лоно Православной церкви, несолоно хлебавши. Александр Невский выбирает иной путь: не искать помощи извне, а медленно и планомерно наращивать внутреннюю мощь Руси, укрепляя основы государственности. Этим путем и следовали его потомки, московские князья. Монголо-татарское иго, таким образом, способствовало политическому и духовному объединению Руси: внутренние распри отступили на задний план перед лицом ненавистных татар; иго закалило народ, заставило его почувствовать себя единым целым, научило  дорожить своей верой, своей национальностью.

Папы, убедившись, что силой Русь не завоевать, решили действовать хитростью и послали великому князю Александру легатов с искусно составленным посланием, в котором содержалось увещевание «снова признать своей матерью римскую Церковь». Это послание сохранилось в анналах Ватикана. Главной уловкой Папы были содержащиеся в послании подложные сведения о том, что и отец Александра, князь Ярослав Всеволодович, перед смертью принял католичество, и только смерть помешала ему исповедать его открыто. Однако на такую уловку великого князя купить было нельзя. Ответ Александра, сохранившийся в летописях, был сух и грозен: «Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозе Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса вшествия и до царствия Великаго Константина и до перваго собора и до седьмаго собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем».

Потерпев дипломатическое поражение, римские Папы вновь обратились к силе оружия, подстрекая против русских князей литовцев, которые как раз в то время принимают католичество, и ливонских рыцарей. Враги пользуются отсутствием Александра на западных рубежах. Возникают новые военные столкновения, и русские князья с честью оказывают сопротивление захватчикам и даже вторгаются в их земли.  Александр теперь следит за событиями на западных рубежах только издали, и лишь в 1256г., чтобы наказать шведов, высадившихся на русских землях, отправляется в зимний Финлядский поход, произведший на врагов шокирующее впечатление. В 1262г., еще при жизни Александра Невского, русские войска взяли Юрьев, принадлежавший немцам, а в 1268-м под предводительством сына Александра Димитрия одержали победу над немцами в кровопролитной Раковорской битве.

Что касается главных заслуг Александра как великого князя, то они выражаются в установлении отношений с татарами, наиболее выгодных на тот исторический момент. Воспользовавшись расположением монгольских вельмож и своим знанием характера и нравов завоевателей, Александр своей политикой сумел предотвратить полное порабощение и разорение Руси татарами. Русские князья стали посредниками между народом и ханами: с их помощью народ был переписан и обложен данью, а князья гарантировали регулярный ее сбор. Это было достаточным условием для того, чтобы татары не вмешивались во внутреннее управление русскими землями, которые сохраняли свои законы, свой суд и свое церковное устройство. Кроме того, русские князья удерживали за собой право войны и мира без посредничества ханов. Русским людям пришлось, правда, смириться с тем, что в главных русских городах стояли татарские отряды; кроме того, Русь наводнили татарские чиновники для сбора дани (баскаки и др.). Но в целом положение Руси среди завоеванных татарами народов было не самое плачевное, и, создав такой своего рода буфер в отношениях между Русью и Ордой,  Александр мог надеяться на постепенное возрождение народных сил.

В своей внутренней политике Александр Невский выступил собирателем земель русских, понимая, что только единая воля может спасти Русь от разорения и что только единство может стать предпосылкой освобождения от ига. В XIII в.  Александр правил так, как если бы дело происходило в XV в. Он пользовался таким авторитетом, что мог лишить стола любого удельного князя, и даже Великий Новгород подчинился его требованию провести у себя перепись и начать платить татарам дань. Александр Невский заложил основы русской государственности, а его младший сын Даниил Московский (тоже канонизированный Русской Православной Церковью) стал родоначальником династии московских князей, которым и удалось собрать русскую землю в единое государство.

Но полностью предотвратить народные волнения не мог даже Александр. В 1262г. произошло восстание против среднеазиатских купцов-бесерменов, собиравших дань для татар. Хан Беркай был готов двинуть на Русь 300-тысяное войско, приготовленное для вторжения в Персию. Александр срочно отправился в Орду. Нам не известно, что он пережил в Орде, но ему удалось предотвратить ханский гнев и даже оговорить у хана право не поставлять татарам войска для участия в военных операциях. После этих переговоров в Орде здоровье великого князя было безнадежно расстроено…

Возвращаясь на Русь, Александр сильно занемог. Доехав до Городца (недалеко от Нижнего Новгорода), он не смог продолжать путь. Было ясно, что дни его сочтены, и св. Александр был пострижен в схиму с именем Алексий. Причастившись Святых Христовых Таин, инок Алексий предал душу Богу 14 ноября 1263г. Летописец так описывает чувства людей, ставших свидетелями его кончины: «Горе тебе, бедный человече, како можеши написати кончину господина своего, великого князя Александра Ярославича? Како не испадета зеници твои вкупе со слезами? Како ли не разседеся сердце твое от многыя тугы? Отца бо человек может забыти, а добра господина, аще бы с ним и в гроб влезл».

…В соборном храме во Владимире митрополит совершал Божественную литургию. Возведя очи горе, он вдруг увидел: пред ним, как живой, но озаренный божественным сиянием, стоял великий князь Александр. Тихо уносясь вверх, видение скрылось от очей святителя… Митрополит понял, что св. Александра не стало и произнес слова: «Зашло солнце земли русской!». Никто не воспринял их значения, и тогда митрополит с рыданием громко произнес: «Чада моя милая, знайте, что ныне благоверный князь великий Александр преставился».  Храм огласился воплями скорби и отчаяния. «Уже погибаем! – воскликнуло единодушно все собрание, -и ерея, и диаконы, и черноризцы, нищии, богатии и вси людие мнозии…»

Весь народ вышел навстречу траурной процессии: «От множества народа изгнетахуся людие, хотяще прикоснутися честнем теле его, бысть же плач велий, и кричание, и туга, яко же несть такова бывала, токмо и земли трястися». 23 ноября (6 декабря) состоялось торжественное отпевание в соборном храме Владимира. Во время отпевания произошло чудо, поразившее всех: когда эконом Севастьян хотел разогнуть руку усопшего, чтобы митрополит вложил «грамоту душевную», св. князь сам простер руку, чтобы принять свиток и снова сложил руки на груди. Тело инока Алексия упокоилось в обители Рождества Пресвятой Богородицы.

И после смерти св. Александр не оставил свою страну и являл свое предстательство в тяжкую годину испытаний. Так, в ночь с 7 на 8 сентября 1380г. один благочестивый инок молился близ гроба великого князя, прося его заступничества в борьбе с татарами. Внезапно у гробницы сами собой зажглись свечи, а из алтаря вышли два старца, озаренные сиянием, и направились к гробнице. Они обратились к князю со словами: «Возстани, Александре, ускори на помощь сроднику своему великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменник!». Как живой, Александр восстал из гроба, и все трое стали невидимы. Данное видение происходило как раз накануне Куликовской битвы. Узнав о благополучном исходе битвы, инок рассказал о нем митрополиту, и тот велел вскрыть гробницу. Тело великого князя оказалось нетленным и было положено в раку. Больные и немощные получали от мощей исцеление, что вело к возрастанию почитания св. Александра Невского в народе.

В 1491г., 23 мая, над храмом Рождества Пресвятой Богородицы, где почивали мощи великого князя, было видение: «…яко облак легкий протязашеся или яко дым тонок извиваяся, белостию же иней чист, светлостию же яко солнцу подобообразно блещася, идеже тогда в тонкости и светлости облака того видеша подобие образа блаженного великого князя Александра на кони». Великий князь как бы удалялся на небо… Люди, видевшие это, были одержимы страхом; по всему городу начали звонить в колокола. В полдень произошел страшный пожар, испепеливший весь город с посадами. Храм, где покоились мощи св. Александра, также не уцелел, но мощи великого князя и даже пелена, бывшая во гробе, остались неврежденны.

В 1541 г. произошло еще одно явное чудо - самовозгорание свечи у гроба св. Александра.

Все эти чудесные события привели к тому, что в 1547г. св. Александр Невский по инициативе митрополита Макария был прославлен для всероссийского почитания.

Через несколько лет царь Иоанн Грозный, отправляясь с походом на Казань, остановился во Владимире, где испрашивал у св. Александра небесной помощи против татар. При этом у одного из спутников царя произошло исцеление руки, как бы в предзнаменование победы.

Во второй половине XVI в. Россия подверглась нападению уже крымских татар. В 1571г. крымский хан Девлет-Гирей сжег Москву. В следующем году готовилось новое нашествие. И вот благочестивый инок именем Антоний, пребывая в молитве у гроба св. Александра, увидел, как к вратам обители быстро приближаются двое светозарных юношей на конях – святые Борис и Глеб. У гроба Александра Невского они воскликнули: «Возстани, брат наш, благоверный великий князь Александр, да ускорим на помощь нашему сроднику царю Иоанну, ибо ныне предстоит ему брань с иноплеменными». Александр поднялся из гроба, и все трое удалились из храма. «Пойдем в соборную церковь Пресвятой Богородицы, к сродникам нашим, великим князьям Андрею, Всеволоду, Георгию и Ярославу, да возбудим и их с нами на помощь», - сказали святые князья и направились к соборному храму, где была усыпальница великих князей. Инок Антоний устремился вслед за ними и наблюдал, как поднимаются из своих гробниц остальные князья. Семь небесных заступников русской земли поднялись на воздух и понеслись в направлении Ростова, упоминая имя царевича Петра и вселяя бодрость своими речами. Через некоторое время пришла радостная весть о том, что хан, поднявший всю свою орду, потерпел страшное поражение.

В 1723г. Петр Великий переносит мощи Александра Невского в Петербург, в недавно заложенный Александро-Невский монастырь, будущую лавру. Св. великий князь становится небесным покровителем российской столицы. На пути в Петербург мощи побывали в Новгороде - так великий князь снова оказался в дорогом его сердцу городе.

В 1725г. был учрежден орден св. Александра Невского, а в 1790г. в лавре был завершен новый Троицкий собор, строившийся по указу Екатерины Великой, куда были перенесены св. мощи и где они почивают и сейчас.

 В целом деятельность св. великого князя Александра Невского можно охарактеризовать следующими словами историка:

«Стоя на рубеже двух эпох, между киевским и московским периодом русской истории, он совместил в себе лучшие стороны, отличающие выдающихся деятелей той и другой эпохи: с блестящей храбростью соединяя редкое благоразумие, он одинаково далек был как от бесцельных порывов и стремлений, ведущих иногда к громким, но малополезным поступкам, так равно и от себялюбивых, узкоэгоистических наклонностей, вызывающих иногда неразборчивость в средствах к достижению намеченных целей. Неуклонная правдивость и прямота души побудили его решительно, без малейших колебаний отвергнуть всякий союз с Западом, что навсегда бесповоротно определило характер нашей духовной самобытности. В то же время безусловной покорностью обезоружив татар и устранив их вмешательство в наши внутренние дела, он обеспечил в будущем и политическую независимость своего государства».

Материал собран по книге: Хитров М. «Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский». Подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами. М., 1893 (репринт М., 1991).

Расписание Богослужений

Крестный путь

Годеновского Креста


  Богослужение в монастыре совершается ежедневно.

В будние дни:

6:30  Утренние молитвы. Полунощница. Акафист.

3, 6 час. Литургия.

 

 В воскресные и праздничные дни:

7:00  Утренние молитвы. Полунощница. Акафист.

3, 6 час. Литургия.

 

Вечерние богослужение:

17:00

 

На Светлой седмицы:

8:00   Литургия. Крестный ход.

18:00  Вечернее богослужение

Вс

11

июн

2017

Переславская епархия

Епископ Переславский и Угличский Феодор (Казанов).

 

Далее

Чт

01

июн

2017

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

1.Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу.

2. У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое — крестоношение, это безусловно

3. С искушениями монаху подобает бороться на месте: на новом месте тот же самый бес ополчится на вас с удвоенной силой по праву, ибо он однажды уже одержал над вами победу, изгнав с места брани

Корсунский Крест

главная святыня монастыря

Годеновский Крест

главная святыня подворья никольского монастыря

Святой благоверный князь Андрей Смоленский

мощи находятся в соборе Никольского монастыря

кирпичики на строительство храма святого благоверного князя Андрея Смоленского