«Сердцу милый, вожделенный Иерусалим, святейший град…»

«Сердцу милый, вожделенный Иерусалим, святейший град…»

 Побывать в Иерусалиме, объехать всю Святую землю,  посетить места библейских и евангельских событий, освятиться в водах Иордана, пройти Крестным путём со страдающим Господом, у Его Гроба  приняв Благодатный Огонь,  усладиться Пасхальной радостью, встретить рассвет на горе Синай,  одним словом – за семь дней пережить всю Священную историю – не может показаться мало самому поверхностному наблюдателю, что же сказать об участниках? Понести блаженный труд сего паломничества было возможно, только с помощью Божией и по молитвам нашего архипастыря – архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла и всех  тех, кто за нас молился в эти дни.

 Около тысячи паломников из России посетили в эти дни Святую землю.

  По свидетельству горненских монахинь, такой напряженной и многолюдной Пасхи не было никогда.

 Прибытие нашей группы  на Святую землю состоялось в ночь с понедельника на вторник Страстной седмицы. А в 6 часов утра мы сидели уже в автобусе, готовые начать паломничество по Святой земле. В этот день нам предстояло отправиться в сторону Галилеи.

 Первым святым местом, которое ожидало нас в этот день - была гора Фавор. В стремительном полёте лихого таксиста-араба, мы взлетаем  по серпантиновой дороге на вершину горы. Священная гора Фавор со своими крутыми и обрывистыми склонами возвышается над Ездрелонской равниной. С её вершины можно охватить взглядом всю Галилею – ту область, где проходило детство Спасителя и большая часть Его служения. Усердием равноапостольной царицы Елены, воздвигнувшей на горе три церкви, началось здесь православное почитание этой святыни. В разные времена на святой горе существовало много церковных и крепостных сооружений, но время и нашествия их не пощадили. Ныне существующий трехпрестольный храм Преображения Господня, обязан своим появлением подвижническим трудам подвязавшего на Фаворской горе архимандрита Иринарха, молившегося о возрождении здесь поруганных святынь. Отцу Иринарху удалось приступить к постройке храма, торжественное освящение которого было совершено Патриархом Иерусалимским в 1862 году в день Преображения Господня. Престол находится на месте, где совершилось само Преображение. Правый и левый пределы посвящены библейским свидетелям Преображения – пророку Моисею и Илии. К западу от монастыря находится грот праведного Мелхиседека. Здесь по преданию жил этот священник Бога Вышнего. Благолепный храм Преображения был лишь первым святым местом на пути нашей паломнической группы. Помолившись перед его святынями, мы вернулись к подножию горы.

 

 На календаре было 6 апреля – канун Благовещения. Очень знаменательным в этот день было для нас посещение Назарета. Благословенный город, где возвещённая Архангелом Гавриилом Благая весть о воплощении Бога Слова, повернула всю человеческую и божественную историю, сделавшись «главизной нашего спасения» -  предстал перед нашими взорами. Обычная городская суета небольшого города не помешала нам погрузиться душой в воспоминания священного для каждого православного человека события. Вот мы в храме Благовещения, где с древних времён бьёт источник. То самое место, где будущая Божия Матерь брала воду из глубокой каменной расщелины и где впервые услыхала слова: Радуйся, Благодатная, Господь с ТобоюПрохладная и сладковатая на вкус вода шумным бурлящим потоком бьёт в глубине храма. Мы все тянемся к источнику, умиляясь от радостного соприкосновения с чудом Божьим. Днесь спасения нашего главизна - поём мы все хором. В Назарете находится кафедра православного митрополита и поэтому Благовещенский храм является соборным. Вечером этого дня здесь состоялось торжественное всенощное бдение, возглавил которое  Иерусалимский Патриарх.

На календаре было 6 апреля – канун Благовещения. Очень знаменательным в этот день было для нас посещение Назарета. Благословенный город, где возвещённая Архангелом Гавриилом Благая весть о воплощении Бога Слова, повернула всю человеческую и божественную историю, сделавшись «главизной нашего спасения» -  предстал перед нашими взорами. Обычная городская суета небольшого города не помешала нам погрузиться душой в воспоминания священного для каждого православного человека события. Вот мы в храме Благовещения, где с древних времён бьёт источник. То самое место, где будущая Божия Матерь брала воду из глубокой каменной расщелины и где впервые услыхала слова: Радуйся, Благодатная, Господь с ТобоюПрохладная и сладковатая на вкус вода шумным бурлящим потоком бьёт в глубине храма. Мы все тянемся к источнику, умиляясь от радостного соприкосновения с чудом Божьим. Днесь спасения нашего главизна - поём мы все хором. В Назарете находится кафедра православного митрополита и поэтому Благовещенский храм является соборным. Вечером этого дня здесь состоялось торжественное всенощное бдение, возглавил которое  Иерусалимский Патриарх.

В восьми километрах от Назарета лежит небольшой арабский городок Кфар-Кана – евангельская Кана Галилейская – место первого чуда Спасителя. Заходим в небольшую греческую церковь. Иконы в иконостасе русские. В память о происшедшем здесь чуде, в храме стоят два больших каменных сосуда, выдолбленных из цельного камня и изображающих памятные водоносы. Над вторым водоносом висит икона евангельского жениха – апостола Симона Зилота. Паломники по обыкновению приобретают здесь освящённое вино.

От Каны до Иордана мы доехали незаметно по гладкой дороге между цветущими полями и банановыми рощами. Священный Иордан, омывший грехи всего человеческого рода, на берегах которого, подобно Архангельской трубе, возгремела  обновившая мир проповедь покаяния, блистал между узких, зеленеющих густым кустарником, берегов. Вода в реке мутно-зелёного цвета, берега трудно доступны и окружены бурной растительностью. Место посещения паломнических групп не выделено никакой святыней – ни часовней, ни крестом. Приближаясь к святой реке, русский паломник невольно чувствует досаду в своём боголюбивом сердце за то, что такому великому для христианской истории месту, не воздаётся должного почитания. В России всё было бы иначе.

  Все приезжающие православные на Иордане служат чин Великого освящения воды, после чего погружаются в святые воды. Мы с сёстрами купались в Иордане во второй раз. После жаркого, полного впечатлений первого паломнического дня, купание в Иордане было особо целительным, хотелось надолго запомнить этот миг и продлить его как можно дольше. Но всё скоротечно в этом мире, священный Иордан, и Ты, прощай.

 Далее нас ждала Галилея. Берег Галилейского озера. На нём призваны были апостолы «на ловлю человеков»; здесь звучала проповедь мира и любви из уст Христовых, эти волны носили Его по своей поверхности. Здесь Господь напитал пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, здесь исцелил множество больных , хромых и слепых, здесь поднимался на гору для молитвы и беседы с Отцом  Своим Небесным.

 На самом берегу озера расположился православный монастырь с церковью в  честь святой равноапостольной Марии Магдалины. Это место её рождения  в 80–тых  годах 19 века было приобретено Русской духовной миссией и теперь здесь находится подворье Горненского женского  монастыря. Место это знаменательно ещё двумя целебными источниками. Здесь паломники получают особо гостеприимный приём. Несмотря на суровый устав Страстной седмицы,  нас приглашают к любвеобильной трапезе и, к нашему великому изумлению, угощают «петровской» рыбкой.

Утомлённые и обновлённые поздним вечером вернулись мы в гостеприимную  Горненскую обитель.

 День второй. Благовещение. Особо чтимый праздник Горнего монастыря «..иде в горняя со тщанием, во град Иудов. И вниде в дом Захариин, и целова Елисавет» (Лк.1,39).  Так повествует Евангелие о событиях происшедших в жизни Девы Марии после полученного Ею благовестия от Архангела Гавриила: «и исполнися Духа Свята Елисавет. И возопи гласом велиим, и рече: благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» (Лк.1,42-44) В девяти километрах от Иерусалима, на  живописном склоне  горы находится это прославленное евангельской историей место. Жилище праведных Захарии и Елисаветы. В 17 веке это место было приобретено францисканцами.  Здесь было устроено две церкви - одна над другой. Это так называемый храм «Посещения» или «Целования». Само место рождества святого Иоанна Предтечи находится на противоположном склоне. Там, на развалинах древнего греческого монастыря, с 1621 года расположился католический монастырь, посвящённый Крестителю Господню.

 

«Горняя страна» или «град Иудов» - дорогое для русского православного сердца место, было приобретено трудами начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) в 1871 году. Монастырь украшает благоустроенная, уютная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Сейчас Горняя обитель является гостеприимным домом всех русских паломников. Настоятельница монастыря – игумения Георгия в день Благовещения отметила 36-ую годовщину своего монашеского пострига. Матушка Георгия с 1991 года возглавляет Горнюю обитель. Сестры обители несут послушание по всей Святой земле, трудясь на многочисленных монастырских подворьях.

 

В день Благовещения с особым чувством мы причащались в Горнем монастыре. Этот день для нас – насельниц Никольской обители - был небольшим юбилеем 10-летия возрождения евхаристической жизни нашей обители. Казанский храм Горнего монастыря нам показался очень похожим на нашу Благовещенскую церковь. Хор монахинь умилительным пюхтицким напевом  напомнил родную северную святыню. Душа растворилась в службе,   побывав не то дома, не то на небе, ощущая особое прикосновение Пречистой, окружённая  Её божественным теплом.

 День только начинался. С благословения  Богоотроковицы, мы отправились к Её святому Гробу. Гефсимания. « В Гефсиманийской веси, погребите Тело Мое…» - споминается завет Божьей Матери Апостолам. Вот она Гефсимания. В храм как в грот спускаемся по длинной лестнице. Справа гид указывает нам место, где под спудом покоятся мощи праведных Богоотец Иакима и Анны. Слева – праведного Иосифа. А лестница всё спускается и спускается вниз. В полумраке, растворённом мерцанием лампад, предстаёт перед нами величественный мраморный алтарь – он же и является гробом Пречистой. Храм принадлежит грекам. Утром здесь совершалась Литургия, а днём весь храм заполонили многонациональные паломники. Нам пришлось молиться перед Гробом в окружении коптов, бесконечно длинной вереницей тянувшихся ко Гробу. Шум и непривычная для русского восприятия обстановка в храме невольно погружают  сознание в стеснённую разноязычную атмосферу древности. Вот так и тогда, среди шумящего и бурлящего человеческого моря, Божья Матерь и кучка Апостолов «продирались» сквозь языческий мир неся Благую весть. За Гробом мы прикладываемся к знаменитой иконе Царицы Небесной, украшенной серебряным окладом. Этот образ считают наиболее достоверно передающим истинные черты Богоматери.

 

Из храма мы следуем в Гефсиманский сад. Двухтысячелетние оливы по-прежнему плодоносят. Перед нами место, где молился Господь после Тайной вечери и где Его взяли нечестивые слуги первосвященников. В саду  находится пещера Моления о чаше – место смертной скорби Спасителя.

 

Этот день по программе был посвящён Святому граду Иерусалиму. «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки, и камением побиваяй посланыя к Нему» - средоточие Святой Земли, а духовно и всего мира. Город, где по повелению Божию, совершилось величайшее событие человеческой истории – искупительная жертва Спасителя, и где Страшным судом Божиим должна завершиться мировая история. В храме Воскресения есть символическое изображение пупа земли. История этого города, отмеченного особой печатью избранничества, сложна, страшна и назидательна.

 

 Внутри стен Старого города и вблизи них – на Сионском холме и на горе Елеон – развернулись трагические события последних дней земной жизни Спасителя мира.

 

 

 Крестный путь от Претории до Голгофы был по нашей программе в Великую Пятницу. К Претории мы пришли ранним утром, чтобы суметь приложиться к святым камням темницы. Но уже и в этот час скопление людей едва позволяло протискиваться по узкому коридору подземелья. Вот оно -  начало Страстного пути Господа. Каменная скамья, в которой с восточной изощрённостью выдолблены отверстия для ног осуждённого. Изображение Спасителя в узах дополняет картину  страшного узилища. «Что можем мы, Господи, чтобы облегчить Твои страдания?» – вырывается из души мучительный крик. Сдавленно начинает биться сердце. Вот Он и вот мы -  беспомощные, маловерные, но искупленные бесценной кровью Спасителя. Сердечный плач переливается из сердца в сердце, без различия национальностей и возрастов. Все сегодня присутствующие здесь пришли, чтобы разделить страдания страждущего Господа, вместе с Ним пронести нечеловеческий Крест добровольного мученичества. Молча или вслух, каждый на своём наречии состраждет Спасителю.

 

 Тем временем постепенно наполняется узкая улица Пилатовой Претории. Вот подходит греческая делегация, которая по традиции должна возглавить процессию, громкими возгласами расчищающая себе путь. Торжественно облачённые в пурпурные ризы, с двухметровым Крестом начинают шествие греческое духовенство  во  главе с Патриархом Иерусалимским. Чувства присутствующих выражаются бурными криками. Невольно вспоминается орущая, жаждущая крови толпа иудеев. Экстаз толпы пугает и заставляет принять средства предосторожности - пропустить немного вперёд особо рвущихся. Двигаясь в толпе, почти без собственного произволения, начинаешь реальней осознавать свою мизерную значимость и массивность окружающего бурлящего мира.

Крестный ход постепенно продвигается к Божественной  Голгофе. На каждом месте, где Спаситель останавливался или падал, процессия останавливается и совершается лития. Православные кто нараспев, кто вслух, кто про себя молятся Иисусовой молитвой, у всех в руках разного размера кресты, море крестов, так мы подходим к храму Воскресения. Все стараются вслед за духовенством приложиться к Голгофе,  к спасительному кресту Господню.

 

Шествие заканчивается проповедью на площади перед храмом. К сожалению, слов мы не понимаем и идём дальше. Только начинается день. На часах около двенадцати. Мы снова отправляемся в путь, спасаясь под кондиционером от палящих лучей солнца, направляемся в Иудейскую пустыню. Там нас ждёт монастырь Георгия Хозевита, Иерихон с Сорокодневной горой, монастырь преп. Герасима Иорданского и Мёртвое море.

 

 События этого дня неуклонно приближают нас к цели нашего паломничества – встрече Благодатного Огня. После небольшого вечернего отдыха мы собираемся  на чин Погребения ко Гробу Господню. Ясное звёздное небо заражает душу Божественным покоем и каким-то предчувствием неизбывной радости. Всё вокруг погрузилось в торжественное ожидание чего-то Великого. С тихой, затаённой радостью приезжаем мы ко Гробу. Все желающие прибыть сюда давно в храме Людей множество. Кое-где мелькают лица знакомых игумений. К нашему изумлению охранники не препятствуют нам встать напротив самой Кувуклии. Недолго длится предуготовительная, весьма чинная суета и начинается Крестный ход вокруг Кувуклии с Плащаницей. В середине шествия идёт Патриарх. Я имею возможность сделать удачный снимок – ведь Патриарх проходит совсем  близко. Рядом с нами несколько сербских женщин  подпевают  поющим грекам. Греческое пение как будто не нуждается в переводе. Слёзы непроизвольно льются из глаз. В крестном ходе со свечами в руках идут и наши русские священники длинной вереницей. Их больше, чем собравшихся греков. Чин продолжается до трёх часов утра. Время как будто остановилось. Ещё несколько часов и наступит утро. Раскинув раскладные стульчики, мы притаились у Кувуклии в ожидании рассвета. Рядом на полу, прямо на своей белой ветровке, прилегла женщина -  журналистка из Москвы. Тут же примкнули к нам трое молоденьких священников-монахов из Валаамского монастыря. Тишину нарушили вооружённые полицейские. Кажется, напрасно мы размечтались провести эту ночь в молитвенном умиротворении перед Гробом. Из дальних концов храма стали слышны недовольные перебранки, а вслед за ними удары похожие на удары бича. Усиливающийся шум не предвещал ничего хорошего. Кажется, придётся уходить. Небесная тишина уступает место треволнениям наступающего дня. Надо смиряться – выбора нет. Гонят уже всех отовсюду с методичной  профессиональной хитростью. Прощай Гроб, удастся ли нам вернуться сюда, большой вопрос. «Гнали Меня – будут гнать и вас» – вспоминаются слова Спасителя. Так, точно так все мы пытаемся найти заветное место поближе к закрытым дверям храма. Опытные горненские монахини указывают нам двери, через которые в прошлом году пускали. Проходит ещё час-другой и снова появляется вереница полицейских с дубинками. И здесь входа не будет, объясняют они на ясном русском языке. Начинался рассвет. Первый луч солнца, упавший на крест храмового купола, заиграл яркими цветами радуги. Кто с фотоаппаратом, кто с камерой настроились запечатлеть чудесное сияние. Томительное ожидание продолжается. Гроб, к которому так тянется душа, охраняют от нас вооружённые солдаты. Везде так и мелькают их сытые боксёрские лица, готовые пойти в атаку на каждого - «воины стрегущии Гроб». И тогда - две тысячи лет назад - они были, наверное, такими же. Озабоченные своим делом, полностью равнодушные к происходящему: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.» (Ин.12,40). Чудо, из года в год происходящее у них на глазах, ничего им не говорит,  ничего не меняет в их жизни, а только больше и больше озлобляет. Злоба - извечное обличие диавола, торжествует на лицах стражников.

 

 Но какими долгими бы не казались часы ожидания, и они имеют конец. В половине двенадцатого запоры отворяют и, сметающая всё людская лавина, устремляется в храм. Вот мы слитые воедино многотысячной разноязычной толпой, устремлены к единой цели. Там вдалеке мерцает заветный Гроб. Хочется приблизится к Нему как можно ближе, но это невозможно. Колышущееся человеческое море не может уже вместить никого. Напряжённое ожидание даёт новые силы. У всех в руках наготове пучки свечей. Своё волнение все выражают по-разному. Нетерпеливей и ревностней всех – молодые православные арабы. Несмотря на тесноту и давку, они умудряются скакать, приплясывать и скандировать, аккомпонируя себе звонкими инструментами. Потом мы узнали слова их возгласов в переводе на русский: «На-ша ве-ра пра-ва-я, ве-ра Пра-во-слав-ная!». Заразительно и зычно молились рядом стоящие сербы. Разливалась по храму красиво распеваемая мужскими голосами молитва Богородице.

 

И вот долгожданный миг – стены и купол внезапно озарились ослепительным голубоватым светом, и весь храм стал наполняться всполохами Неземного Огня. Как скачущий шар по всему храму забегал блестящий фанфарный блеск. Его подхватили праздничные удары колоколов. Звенела и сверкала, казалось, вся вселенная. Умилением переполняемое сердце отказывалось верить, что мы на земле. Ещё и ещё возникающие волны Божественного света  как бы раздвигали стены храма и сам храм, в своём блистающем величии, становился как бы особым существом, летящей планетой, воплощённой Силой Божества. В довершение ликования со стороны Кувуклии потянулась река зажжённых свечей. Трудно было сохранять привычное вежливое хладнокровие, когда приблизился к нам живой пламенный поток.

 

Вожделенный, Благодатный Огонь сошёл в 15 часов 10 минут по Московскому времени.

 

 Христос Воскресе! Ликовала душа. Христос Воскресе! вторила она Ангелам. Христос Воскресе! Вопияла она всему Божьему Творению.

 

 

 

Ибо  ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

 

 

 

 

Игумения Евстолия. Пасха Христова 2004 год.

 

Расписание Богослужений

Крестный путь

Годеновского Креста


Вс

11

июн

2017

Переславская епархия

Епископ Переславский и Угличский Феодор (Казанов).

 

Далее

Чт

01

июн

2017

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

1.Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу.

2. У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое — крестоношение, это безусловно

3. С искушениями монаху подобает бороться на месте: на новом месте тот же самый бес ополчится на вас с удвоенной силой по праву, ибо он однажды уже одержал над вами победу, изгнав с места брани

Корсунский Крест

главная святыня монастыря

Годеновский Крест

главная святыня подворья никольского монастыря

Святой благоверный князь Андрей Смоленский

мощи находятся в соборе Никольского монастыря

кирпичики на строительство храма святого благоверного князя Андрея Смоленского